Давайте будем откровенны: хотя Ubisoft и пытаются выдать Assassin’s Creed за научно-фантастический триллер, сами они не могут сказать в этом жанре ничего нового. Сюжет украден то ли у братьев Вачовски, то ли у Желязны (правда, в «Маске Локи» потерпевшей стороной были тамплиеры), а внутренняя санта-барбара к началу Brotherhood стала настолько запутанной, что разработчикам пришлось начинать игру с краткого пересказа предыдущих серий. Сюжетная часть Assassin’s Creed, словно сериал Lost в последней стадии деградации, давно запуталась в собственных ногах. Гениальная тонкость заключается в том, что вся эта галиматья нужна разработчикам исключительно для того, чтобы оправдать неистовый, атомный рост собственной концепции. Assassin’s Creed как игра находится сегодня на пике формы; это сложносочиненный гибрид Hitman и GTA, в котором фигурируют Леонардо да Винчи и Николо Макиавелли, а также (срочно зажмурьтесь — спойлер!) убивают папу Александра VI. Рассуждения на первую декаду Тита Ливия Фаталити с пистолетом выглядят захватывающе, но лучшее стрелковое оружие в игре — это все-таки арбалет: бесшумный и с вдвое большим боезапасом. Концепция доведена до звенящего абсолюта, за которым — только полноценная третья часть. Но замечаешь это далеко не сразу: выше головы, понятно, не прыгнешь, поэтому большую часть времени Эцио Аудиторе занимается привычными вещами: ломает ногти о средневековые карнизы и подоконники, в позе люберецкого гопника оглядывает окрестности с вершин сторожевых башен, вламывается в храмы и выламывает позвонки папским стражникам и коррумпированным клерикалам. Но вот начинается бой, и опытный игрок понимает: что-то изменилось. Значение приема «серия убийств» разъясняют быстро, но требуется некоторое время, чтобы перестроить рефлексы в соответствии с новой схемой действий. Удар, удар, контратака, добивание, отклонить стик в сторону следующего противника — Эцио пускает несчастному гвардейцу пулю в затылок и тут же всаживает меч в ключицу следующему. С ловкостью куницы заходит на третьего (игроку, опять же, требуется только наклонить стик и нажать на кнопку) и… тут же получает коварный тычок копьем под ребра, потому что противники тоже выучили пару подлых трюков. Драки по уровню напряжения вплотную приближаются к кульминационным сценам из фильма «Неуловимые мстители». И так тут во всем. В заданиях от нас вроде бы требуются те же действия, что и всегда: проскакать по крышам через полгорода, вырезать (тихо или не очень) когорту вооруженных римлян и красиво зарезать кого-нибудь вычурно одетого. Но какие они, эти миссии, и сколько их — страшно представить. Заказные убийства — обычные и «специальные» (нужно убивать агентов тамплиеров, за которых потом придется играть в мультиплеере), слежка в любых вариациях, миссии и мини-игры в каждой из трех гильдий (как и во второй части, нам помогают жулики, наемники и проститутки). Здесь же — особая ветка заданий Леонардо, в которой он просит последовательно уничтожить чертежи и прототипы боевых машин, которые сам по принуждения создавал для армии Борджиа. Каждое такое устройство — миссия на отдельной локации, в которой сначала надо долго-долго елозить по углам, скрываясь от стражи, а затем — нести смерть и разрушение, управляя ракетным катером на весельной тяге, круглым деревянным танком и прототипом тачанки батьки Махно. Istorie fiorentine Лошади в городской черте оказались крайне бестолковой штукой: горожане вечно путаются под ногами, а кратчайший путь к цели по-прежнему пролегает по крышам. Плюс куча, куча, куча каких-то мелких развлечений, необязательных бонусов, дополнительных деталей. Раньше мы уже собирали и флаги, и сокровища, и перья — в дополнение к этому Brotherhood предлагает в каждой миссии выполнить особые условия (например, не потерять ни одной единицы здоровья или устранить цель определенным образом), за что нам покажут дополнительную ветку квестов, посвященную неудавшейся любви Эцио. Ну а на заработанные в прочих заданиях деньги можно восстанавливать Рим — предварительно, впрочем, придется освободить соответствующий район города, уничтожив сторожевую башню тамплиеров и устранив коменданта. Как результат — Ubisoft Montreal сегодня стали чуть ли не единственной компанией, которая может поспорить с Rockstar по количеству и качеству контента на одну экшен-игру (в списке догоняющих лидирует Sucker Punch). Эцио лезет на стену огромной крепости (зачем — не спрашивайте, он сам, кажется, не всегда уже это понимает). Эцио восстанавливает заброшенный бордель и превращает его в дополнительную площадку для планирования операций. Эцио сжигает вражеские дозорные башни. Эцио лезет в катакомбы, чтобы пободаться лбами с сектой, поклоняющейся волкам. Даже во второй части мы, мягко говоря, не скучали, но Brotherhood, похоже, создана для дотошнейших маньяков, которые ни за что не уйдут с поляны, пока не срежут все грибы, и, шагая по плиточному полу, стараются ни в коем случае не наступать на стыки. Государь Вот так сегодня выглядит стычка со стражниками: Эцио хвастается бицепсом перед проститутками, а братья делают всю грязную работу. Но все это, конечно, были количественные изменения. По-настоящему новой игрой Brotherhood делают две вещи. Во-первых, система управления ассасинами — она включается ближе к середине игры и заставляет пересмотреть свой взгляд на заказные убийства: отбитые у стражников братья и сестры в благодарность готовы прийти на помощь в бою (кроме случаев, когда разработчики прямо это запрещают), помочь устранить цель на расстоянии, устроить диверсию. Выглядит это дико стильно: ассасины появляются буквально из ящиков с ветошью, молча режут кого нужно на бекон, после чего так же молча растворяются в переулках. В перерывах между миссиями наши ученики колесят по Европе, выполняя задания, набираясь опыта и получая новые способности и экипировку. Во-вторых, конечно же, мультиплеер. Как выясняется на первых же минутах первого же раунда, именно его нам все это время так мучительно не хватало в Assassin’s Creed. Больше всего происходящее на экране напоминает The Ship (ближайший аналог среди настольных игр — пожалуй, «Мафия»): игроки (до 8 человек) оказываются на локации, наполненной однотипными персонажами. Зеваки шатаются по улицам, заводят светские беседы с торговцами солониной и пряностями, предаются на скамейках мыслям о пользе просвещения. Задача — найти среди них свою цель (другого игрока) и прикончить ее, по возможности бесшумно. NPC ведут себя очень похоже на реальных игроков: периодически срываются с места, резко меняют направление движения или застревают на месте. Единственный достоверный признак того, что перед вами человек — это паркур и акробатика, которыми боты ни за что заниматься не станут. Дальше — десять минут самозабвенной тихой резни. Путь к цели указывает только радар, притом довольно неточный. Жертва, в свою очередь, может затеряться среди персонажей с тем же типом внешности, включить маскировку (новые способности приходят вместе с прокачкой) или ухнуть преследователю под ноги дымовую шашку. За преследуемого играть вообще чуть ли не вдвое интереснее: нужно все время провоцировать убийцу, пытаться заставить его раскрыться и убить мирного жителя. А ошибок игра не прощает: душегубам, привыкшим тыкать ножом в кого попало, меняют цель за каждого убитого гражданского, и все приходится начинать заново. Парашют, как и в Just Cause 2, можно раскрыть почти в любой момент падения. В следующей части Assassin’s Creed у героя, очевидно, появится гарпун. Убежать от преследователя за угол, встретить однотипных персонажей, изменить внешность, дождаться, пока убийца клюнет на приманку и убьет бота, врезать по затылку и снова скрыться — такие сцены случаются с каждым игроком минимум трижды за раунд. Основной инструмент для достижения баланса — не разделение на классы и не разница в экипировке, а фактор человеческой глупости: даже если у вас есть самые крутые навыки и гаджеты, нет гарантии, что преследователь не заметит вас, пока вы будете их активировать. Со временем учишься определять живых людей в толпе по каким-то совсем уж тонким признакам: например, когда персонаж отбился от группы или чересчур активно стремится прибиться к собственным клонам. Онлайновые режимы Brotherhood — сущий праздник подлости, ода обману, игровое воплощение слова «исподтишка». * * * Brotherhood могла стать идеальной игрой, если бы не была результатом второй кряду работы над ошибками. Не то чтобы мы устали от паркура, кружевных рукавов и сдавленных криков в средневековых подворотнях — просто это уже, мягко говоря, не ново. Нужен прорыв, следующий эволюционный виток, нормальный триквел, в котором все будет хорошо сразу. Но пожалуйста, пусть один балл, которого игре недостает до десятки, не вводит вас в заблуждение: несмотря на то что у Assassin’s Creed по-прежнему есть проблемы (тупой, как золотая рыбка, AI и баги, которых в консольных версиях неожиданно много), это, наряду с Red Dead Redemption, главный sandbox года, одна из самых масштабных и проработанных игр в мире. Даже те странные люди, которые привыкли оценивать игры по соотношению стоимости и продолжительности, не смогут придраться к Brotherhood: если эта игра вам понравится, то обратно вы вернетесь не ранее чем через неделю.
|